Итак, поговорим об Инквизиции)) Пожалуй, лучшей игре ушедшего 2014 года. Данная запись будет содержать спойлеры :)
Полтора месяца, 120+ часов геймплея.. такова она, Инквизиция. Так что за игра, удалась или нет? Удалась! Многие моменты подтянули… но многие и опустили. Я постараюсь описать все в мельчайших подробностях.
*запись дополнена 17.05.2016 (добавлена страницы №2, про DLC)
Общее впечатление от игры
Игра очень сильно затягивает. Вы садитесь на часик, а встаете из компа через 5-6 часов.. так вот сильно. Со мной такого уже давно не было!)) Пожалуй, несколько лет.. классные впечатления. Игра по себе очень огромна, но я осилил абсолютно весь контент (облазил все локации вдоль и поперек, выполнил все дополнительные квесты, прокачал героев и Инквизицию до максимума). Интерес к самой игре я могу охарактеризовать как очень высокий, но постепенно спадающий к финалу. Глупо, но как вы не стараетесь (а у меня под конец игры было 450 свободных очков влияния) и не усиляете Инквизицию, но в финале ваши старания никак не учитываются… одинаковые пещеры из DA:2 тут заменены прекрасными, огромными локациями с вручную нарисованными подземельями. Уж что-что, а художники тут постарались на славу… в отличии от сценаристов. однако, обо всем этом позже. Не переживайте, игра хорошая!) Но, увы, у нее тоже есть свои изъяны.
Импорт сейвов, сервис Dragon Age: Keep
Все началась с моего знакомства с Keep (онлайн сервис для конвертации сейвов из предидущих частей игры). Зрелище довольно впечатляющее… глядя на все те плитки начинает казаться, будто буквально каждый ваш вздох имел значение. Не обольщайтесь. Большинство вопросов там (например, как вы накормили пленника в прологе) — откровенная чушь, которая не абсолютно никак не повлияет на события в Инквизиции. Буквально 80% описанных там решений, отобразятся максимум краткой записью в огромном кодексе, а то и вообще останутся не замеченными. События из первого DA практически не считаются… уничтоженный Амарантайн, живой Архитектор.. а ваша просьба монарху в конце игры (кульминация всех решений, самое важное), так вообще отсутствует в Keep. Но зато там есть вопросы о том, встретили ли вы собаку, нашли ли меч Стену… who cares? В общем, идея с Keep неплоха, но очевидно старый добрый конвертер через игру заменили на эту поделку только из-за жадности — чтобы заставить людей покупать игру, а не качать ее (уже взломанную, с супер крутой защитой Denuvo — которой хватило ровно на месяц).
Свою историю первых двух игр я приложу в текстовом файле. Вот он: DADF_history
Графика
Графика… новый движок Frostbite рисует просто фантастические картинки. Пожалуй, это самая красивая РПГ из всех сегодня существующих! Какие виды есть, какие виды… я наделал много скриншотов, отборные будут в конце статьи. Заснеженные горы, зеленые поля и овраги, берега моря с живыми волнами, жуткие подземелья… эх!) Это настоящее виртуальное путешествие! Без шуток))
Игра дарит нам неимоверно красивое приключение :)
Кстати, эта первая игра, в которую я играл с новым API от AMD — Mantle. Впечатления?) Великолепно!!!) Я поставил настройки на «ультра» и больше туда не заходил, игра — летает. И да.. батареи в комнате можно сразу выключать, комп и Инквизиция их вполне успешно заменяют :D
Итого: технически игры выполнена великолепно! И я предполагаю, если бы не этот дурацкий встроенный DRM, то все было бы еще более гладким. Баги? Глюки? Что, где, когда? У меня игры не вылетала и после 10 часов игры… ;)
Боевая система и мир игры
Тактической камерой я не пользовался в принципе :) По боевке, Инквизиция похожа на DA:2 — только намного более динамична. Их игры убрали хил… теперь только баночки. Очень и очень спорное решение! Лечится можно только банками, либо отдыхом в многочисленных лагерях Инквизиции. Даже авторегена вне боя — нет. А еще здесь не как в Скайриме, здесь монстры не подстраиваются под ваш лвл. Т.е. условно говоря, у нас вроде как открытый мир… но пойди куда глаза глядят у нас не получится, нас «водят за ручку». Ибо если пойдете — вам там банально наваляют… в итоге, герои прокачиваются настолько сильно, что им даже банки не нужны (лвл у мобов отстает). Но зато ты реально чувствуешь свою растущую силу с новыми лвл-ами. В этом плане — дисбаланс, в одиночной РПГ мобы не должны быть слишком сильными или слишком слабыми.. это фейл. Тем не менее, мир игры очень просторен, необычайно красив и продуман — исследовать его в самом деле интересно. Я бы даже сказал — что фишка Инквизиции в мелочах (т.е. побочных квестах и Лоре), а не в основной сюжетной линии.
Ну хоть на драконов не поскупились..
Да и сам мир игры, не смотря на свою величину, порою удивляет. Все выглядит, как красивые декорации — мир не живой. Это очень сильно заметно.. бродят себе враги бесцельно или тупо стоят на месте, как в самой обычной ММОРПГ.. да, кстати.. это зло и сюда запустило свои мерзкие щупальца. У меня ни раз возникало впечатление, будто я играю в сингл-ММОРПГ)) Квесты — принеси 10 шкурок (без шуток), пойди — принеси. Враги респающиеся у вас за спиной… расчистили с трудом поляну, потратили все баночки? Поворот камеры…. вуаля, мобы уже отреспились!)) Бред. Особенно это бесит в начале игры, но и в нем же это острее всего и проявляется (Внутренние земли). Как можно было допустить такой косяк? Вон как элегантно было сделано во втором Ведьмаке… выполнил квест на уничтожение гнезд и мобов стало меньше. А тут… респятся себе в рандомном порядке в уже зачищенных территориях, да еще и у тебя за спиной!
Зато в игре под названием Dragon Age — теперь на самом деле много драконов. Целых 10!! (+ боссы сюжетные) Из них валится недурной лут… в мануалах написано, что на каждого дракона своя тактика, свои особенности… бла-бла-бла. Просто идите на дракона, чтобы он был младше вас по уровню где-то на 2 и все. Мой потрошитель с легендарным топором против драконов, рвал их в пух и прах. Никакой тактики, никаких чудес… просто подходишь и валишь (убить дракона, старше тебя уровнем — нереально… все тот же дисбаланс и зловещие бутылочки).
Разломы в пространстве… ну да, по идее с них должны выползать полчища демонов, нападать на поселения… если разлом не закрыть, он увеличивается и демонов все больше.. и в конце концов они захватывают локацию. Это конец!!! Ага щаззз. Это все мечты. Разломы стоят себе тихо мирно, ждут пока придет Инквизитор с «закрывалкой». Выхлопнут пару-тройку демонов и сдуются… пфф делов то. Причем демоны заботливо появляться лишь тогда, когда мы подходим! А так, сами по себе сидят в Тени… ну разве это не мило?) И разломы с виду очень няшные…
Общение с партнерами и компаньонами никуда не делось! Наоборот, этот элемент игры только вырос.
Инквизитор играет в карты со своими верными спутниками))
Например, после выполнения сюжетного задания — всех компаньонов резко прорывает на разговоры. Всех.. и сразу. Бывает, после сюжетки я заходил в игру и целый вечер разговаривал с компаньонами, даже ни одного моба не убив)) Это довольно чудно — но прикольно. Все разговоры имеют огромное значение, как это и было в ранних частях.
Потом у нас появится свой крепость — Скайхолд. Ее можно всячески кастомизировать… но имхо, лучший кастомайз — оформление «Инквизиция». На фоне всего этого порою удивляет, почему самому Инквизитору не добавили пару-тройку других «домашних» шмоток?
Сила Инквизиции
Итак, в этом вся фишка игры. Стараться для Инквизиции, постоянно усиливать ее… и все для того, чтобы в финальном бою столкнутся с Корифеем практически 1 на 1! К чему тогда был весь этот цирк? И почему не сделали финал в зависимости от количества очков влияния Инквизиции? По моему это было бы справедливо, ведь их так тяжело зарабатывать! Ах да.. очки-очки.. тут все держится на «очках». Очки влияния, уровень влияния.
Знамя Инквизиции над захваченной крепостью ^^
Очки влияния позволяют открывать новые локации в ставке командования Инквизиции. Все, больше они не для чего не нужны. Их сделали для того, потому что основной сюжет и его квесты — сами по себе, чрезвычайно коротки и мало того что ограничены по уровню, так еще и по количеству очков влияния для открытия этих самых квестов. Система сама по себе неплоха, ничего против не имею (тем более, что я все сюжетки специально откладывал в самый дальний «ящик», расследования все локации и выполняя доп. квесты). Но… почему столько халявных способов получения этих очков? У меня под конец было 450, куда их девать? Бред.
Вообще, прокачать их не просто легко, а очень легко. Достаточно собирать каждый куст и и камушек, итого по одним только заявкам у интендантов можно «накрафтить» около 200 очков и более… (квесты рандомные и бессистемные). Или тупо купить их в магазине вместе с уровнем влияния (шикарно… где-то за 5 тысяч можно купить около 25 очков… норм так, чо). Какой смысл, неужели у разрабов проблемы с математикой? Ведь очков нужно не так уж и много для сюжета (около 100, возможно чуть больше). Неужели нельзя было как то более гармонично вписать эту систему в игровой процесс? В итоге складывается впечатление, что все пытается сделать только одно — задержать нас! Каждый куст задерживает нас в среднем на 3 секунды, а если их сотни и тысячи в игре? Все против нас. Кругом лентяи и бездельники, все приходится делать самому. Великий Инквизитор бегает по клумбам и собирает цветы. Идиллия!! Неужели нельзя было из того же SWTORа прикрутить кнопку, которая давала бы команду компаньонам бегать и собирать указанные ресы? Нагибатся, отбивать молотком, срезать кусты… а все стоят и смотрят. Ну почему такую мелочь нельзя было предусмотреть?
Итого, что бы мы не делали, Инквизиция становится самой могущественной организацией на Тедасе. Очки не на что не влияют, они не нужны. Насмешка, не правда ли?) Прокачка же уровня влияния — позволяет изучить некоторые «скилы» у советников. Например: новые варианты диалогов, скидки в магазинах, открытие крутых замков, доп. опыт за убийство монстров, увеличение общего количества банок, новые рецепты.. и прочее. Очень полезного среди всего этого не так уж и много, если хорошо разобраться. А еще меня вбило в ступор, почему уровень влияния ограничен 20-м уровнем и дальше не растет… меня он настиг задолго до финала даже :(
Эпичность… сюжет… мм, чего?
Так ну… с главным злодеем итак все понятно, что он лох.) Абсолютно не впечатляет, шаблонный и не интересный персонаж. Но в целом… в игре беда в том, что мы вершим судьбы мира очень редко… таких решений с трудом наберется на пальцах обоих рук. Нет никаких неожиданных поворотов и интриги.. и так с самого начала было понятно, что мы особо не напрягаясь заовним это чучело. Завязка была хороша… но в итоге. Ничего неожиданного.
Какие же шикарные были описания.. и ожидания. Что ожидалось? Что нас ждут тяжелые решения, идет война — между магами и храмовниками, и нам нужно решить… дать магам выжечь всю долину, но сберечь войска? Пожертвовать солдатами для спасания мирных жителей?.. или может даже сопартийцами? Я ожидал, что подобного рода решения придется принимать в каждой локации, в которую мы приходим. Пофантазируем дальше.. Может быть нам самим в конце предстоит принести огромную жертву и пожертвовать собой? …или, победив Корифея — самим войти в Тень вооружившись крутыми артефактами, самому занять Черный город? ..и стать… новым Богом? Захватить власть и стать самоличным правителем Тедаса? А почему бы и нет?? Это же игра итить, и мы сами должны решать, а не ехать по рельсам! Почему Инквизитор, в принципе не может сам последовать плану Корифея? Ну что мешает?
Забудьте… ничего такого вам решать не дадут, кроме судьбы ваших пленников. Выбор конечно есть, но не так эпичен и масштабен, как ожидалось.
А еще я хотел повстречать как можно больше персонажей из предидущих частей игры. Они были, но мало… очень приятно было встретить Морриган и ее сына (от Героя Ферелдена) с душой древнего бога. А также Хоука (который, почему то бегает с самым дешевым в игре щитом и мечем)- он довольно активно принимает участие в основном сюжете… а вот все остальные. Где Герой Ферелдена? (максимум что мы получаем, так это после 16-ти часового квеста советника на доске — письмо от него, пара сухих абзацев) Где Король Алистер? Я ожидал, что в мире настанет полный крандец и Апокалипсис, и мы объединим всех героев для последней битвы и победы нам злом! Герой Ферелдена, Чемпион Кирквола, Инквизитор, Король Алистер, Императрица Селин… последняя битва. Мечтайте) Все будет банально. Финал мне вообще напомнил Кастальванию 2…
А еще сюжетных квестов — мало, и их как не разбавляй чем не попало, а проходится все очень быстро. Сюжет в целом подкачал. Какая великолепная была проделана работа по самому миру игры, и как неудачно был сварганен сюжет. Основную угрозу в виде Бреши мы нейтрализуем практически в 1-й главе (под конец ее открывают волшебным образом снова). Итого складывается такое чувство, что игра это 1-я глава + конец = одно целое, а все остальное прибили гвоздями сбоку. Ну чесн. слово. Просто финал выглядит слишком резким и абсолютно не связанным с основным сюжетом. Пример: сила Инквизиции в финале никакой роли не играет, мы с сопартийцами, как обычно, валим «босса». И все. А так не должно быть. Должна быть некая закономерность. Жаль, что «очки» никак не влияют на финал, на «хорошую» либо «плохую» концовку. Т.е. концовка то одна, и от нас в ней, в общем то, ничего не зависит… это печально и очень показательно.
Также стоит сказать несколько слов в финальном выборе Верховной Жрицы. С одной стороны, это событие, вроде как, имеет ключевое значение для мира Тедаса в принципе. Но и тут Биовары не смогли обойтись без своей фирменной «то, что зависит от непонятных очков». Вся игра ясно дает нам понять — все решаем мы, даже выбор между магами и храмовники проходит не посредством драматического и напряженного диалога.. а хладнокровно и не спешно — в ставке командования за столом. Всю игру нам дают понять, что именно мы будем выбирать, кто станет новой Жрицей… а именно: Кассандра, Лилиана или Вивьен. И что мы имеем в итоге? По сути это событие происходит мимо нас. Выбора прямого, как такового нет. Как выяснилось, все зависит «от диалогов» (причем даже если это личная беседа с кем-то, «очки» от нее может получить другая кандидатура), а именно будете ли вы поддерживать ту или иную Жрицу явно — та и пролезет.
«Демократическая» борьба за Солнечный трон Верховной Жрицы Церкви…
Об своем выборе я расскажу главой ниже… но если кратко: Вивьен я не поддержал, Кассанду не поддерживал открыто (т.к. у меня был с ней романс, не перечил ей, но и всегда не поддерживал — т.к. мне не нравились ее идеи о возрождении старых орденов), итого вылезла Лелиана. Я даже в одном из финальных разговоров с ней, отвечая на ее вопрос — поддержу ли я ее кандидатуру, она получила отказ в довольно жесткой форме… и всеравно стала жрицей! При этом ответив мне, типа: «тю, ну и лох.. хорошо, что это не ты решаешь»))) Зачет! Зачем весь этот бред, Биоваре? Дали бы просто возможность решить игроку, вот и все… пусть видение новой Верховной Жрицы и совпадает с моим видением мира и позицией Инквизитора в целом, все же обидно что и тут нас опрокинули с возможностью полноценного выбора.
Моя Инквизиция
Мой Инквизитор прикидывался и казался фанатично верующим, все это было сделано для того, чтобы захватить неограниченную власть. Все что он делал — делалось во благо и рост Инквизиции. Я облазил абсолютно все локации, сделал все дополнительные квесты, собрал все кустики и камни!) Будучи воином и недолюбливая магов на протяжении всех игр, я выбрал Храмовников. В итоге, чтобы лишить их орден власти и влияния, Орден Храмовников был мною расформирован… а его воины вошли в основу армии Инквизиции. Было очевидно, что после победы над Корифеем — Инквизиции нужно было не просто продержатся в новом миропорядке, но и стать его основной движущей силой.
Войска Инквизиции идут на штурм!
Я хотел, чтобы Инквизиция заменила и Орден Храмовников, и Круги Магов… и даже Церковь!) (увы, последнего не получилось) Инквизитор столько трудился создавая Инквизицию по сути, из ничего… Было бы обидно дать кому-то все это перечеркнуть потом или перекроить по своему… поэтому, я не мог позволить кому-то посягнуть на власть Инквизиции. Сам по себе Инквизитор был беспощаден, но в то же время в высшей степени справедлив. В Орлее, встал на сторону Императрицы Селины — разоблачил Гаспара и Бриалу (они оба была казнены) и самолично казнил Флорианну в танцевальном зале. Таким образом, заручившись безоговорочной поддержкой Орлея, Инквизиция стала еще могущественнее. Несмотря на романсы с Жозефиной, а потом Кассандрой (да-да, и так можно) я не поддержал в открытую Кассандру (т.к. как не крути, она очень сильная личность… она бы воссоздала круги магов, орден храмовников и орден искателей — тем самым, обескровив бы Инквизицию), ни Вивьен (т.к. сильные круги магов мне тоже были не нужны). Итого, к власти пришла Лилиана… которая сделала именно то, что нужно. А именно, официально расформировала Круги Магов, объявила в открытую об поддержке Инквизиции и начала принимать в ряды церкви представителей других рас. Ясное дело, что в своем правлении она будет опираться на Инквизицию, как карающую длань и стража новой эпохи. Лелиана единственная их всех возможных Верховных Жриц — наиболее лояльна к Инквизиции (т.к. сама же Инквизиция это тоже ее же детище).
Итого мы имеем: Лелиана — Верховная Жрица Церкви, расформирован Орден Храмовников (после завершения игры, Храмовники решили остаться с Инквизицией и стали ее основой), расформированы Круги Магов, Орлей и Ферелден в союзе с Инквизицией. Сын Морриган лишен души древнего Бога, а сама Морриган — подвержена влиянию Митал. Инквизиция — самая могущественная организация в Тедасе, которая обеспечила свое комфортное существование в новом миропорядке.
В заключение
Несмотря на все недостатки и мои придирки — ИГРА УДАЛАСЬ!) И критика была сказана не со зла, а чтобы ее учли на будущее и исправили. Вся эта история про Инквизицию похожа будто на вступление… к дальнейшему развитию истории. Будет ли Инквизитор своеобразным Капитаном Шепардом, для будущих игр серии Dragon Age? Или нас просто еще год будут тупо доить на DLC? Увидим.) Но очень на это похоже, только этим и можно объяснить отказ разработчиков от кардинальных витков сюжета.. особенно в финале.
Инквизитор обнимает Кассандру и с уверенностью смотрит в будущее.
Если таким же духом исследования будет пропитан новые МЕ… уххх!) Жду не дождусь. Главное пожелание — убрать мерзкие элементы ММОРПГ из будущих проектов, и не боятся потерять в геймплее 10-20 часов… это не критично, то что гораздо более важно — остаточное впечатление, которое остается… а не часы игрового времени. Удачи Биоварам в их новых начинаниях!)
Мои оценки игре:
5 из 5
97 из 100