Недавно закончилась выставка Такаси Мураками “Будет Ласковый Дождь” (Under the Radiation Falls). Хочу рассказать о ней и поделится впечатлениями)
Над переводом самого названия выставки, как видите, усердно трудились «надмозги». Что сильно меняет оттенок и основной посыл автора.. ну да ладно. Открытие состоялось еще в конце сентября, собирался я долго. Дошел до “Гаража” где то в середине января. Ну что же, учитывая масштабность преображения музея, можно смело сказать — что это была одна из самых масштабных и кассовых выставок в музее современного искусства “Гараж”. Оформление от стеклянных витражей на улице, до стен и полов в уборной. Выглядело все очень тематично)
Сам по себе “Гараж” — в целом понравился. Смутил только маленький гардероб и огромная очередь в него. Мест не было, приходилось ждать, пока кто-нибудь придет забрать свою куртку чтобы место освободилось. Аудиогид на этой выставку был musthave, тоже понравился — и очереди не было. Ну и потом собственно сам подъем на второй этаж и осмотр.
Выставка состояла из нескольких частей, и признаться, разобратся где же там начало — задача не тривиальная. 1-й зал был в комнате по центру, сразу как поднимешься — прямо. Зал небольшой, посвящен истокам творчества Мураками — японская классика. В этом зале мне большое всего понравились Энсо, черно-белые круги, символы дзенского искусства. Также очень интересная работа про руку ученика.
2-й зал, “Малыш и Толстяк”, посвящены ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки одноименными бомбами. Зал наполнен множеством тематической манги, больших и маленьких картин-черепов, а также документальных фотографий с мест бомбардировок. Здесь же пестрит во всем своем великолепии одна из ярких и узнаваемых черт творчества Мураками — черепа. Их много, очень много, в разных оттенках и вариациях. Их не сосчитать.. и все они такие разные, совершенно уникальные и по своему прекрасные. Центральным же полотном зала, является картина с грибами и мультяшными героями. На первый взгляд кажущаяся невзрачной, но автор вкладывал в нее крайне глубокий смысл. Там изображены два гриба, ядерных гриба — ядерные взрывы. Однако же, все это очень утрированно. Местные мультяшные герои живут в своей отдельной реальности, поэтому у них искажено восприятие, и даже ядерные грибы в их глазах выглядят веселыми и жизнерадостными. Также тут есть улыбающиеся цветы, много цветов — вторая узнаваемая фишка Мураками. И главные герои полотна, будучи не в силах ничего сделать с происходящим, просто меняют свое к этому отношение. Другое видение. Этим автор хотел нам сказать, что ядерные взрывы кардинально повлияли как на японскую культуру, так и на ментальность самих японцев. Привели к некому массовому исходу из реальности в новую виртуальность, некое сознательное отрешение от внешнего мира. Он связывает ядерную катастрофу с последующим рождением культуры комиксов манги, переросшую со временем в аниме. Поэтому в зале есть и другие образцы японской культуры, это фильмы, манга и аниме. Если с фильмами, как мы могли увидеть, у японцев совсем не очень.. то жанр “аниме” полюбили миллионы людей по всеми миру. И кстати, там показывали отрывки из аниме “Евангелион” — один из столпов классики.
3-й зал, “Каваий”. Часть современной японской культуры. В данной части превалируют больший полотна из цветов, также в комбинации цветов с черепами.. символизируя бесконечный процесс перерождения. Также здесь много “круговых” полотен. Очевидно, что здесь идет переплетение Энсо и Каваий, под призмой видения автора. Здесь же он изобразил и себя.) Далее идут знаменитые фигурки персонажей “Кайкай и Кики” и огромные цветы. Тут же нас ждет небольшой кинотеатр, где крутят почти полуторачасовой фильм (!) авторства нашего художника. Сразу скажем, фильм совсем уж для детей и со страшными актерами. Все таки, кино у японцев получается не очень, лучше бы Мураками сделал какое-нибудь аниме. В общем, про фильм говорить много не буду.. скажу лишь, что самый полезный “дружочек” был у того пацана из дет.дома, это аниме-тян. А почему, это он это поймет чуть позже)) Далее идет мечта любого отаку! Просто огромная куча (около 10 тысяч, вроде), японских фигурок героев аниме и манги. Тысячи их! Так много и так плотно.. очень трудно сфокусировать свое внимание на чем то конкретном. Эти стенды можно рассматривать часами)) Но увы, время там крайне ограничено, коридор нужно проходить поскорее — слишком много желающих. В завершении коридора нас ждет “Мистер ДОБ”, в одной из своих ипостасей) Это что то среднее, между чебурашкой и Мики-Маусом. Некий собирательный образ) Еще один такой же красавчик есть на входе, только чуть поменьше)
4-й зал, “Студия”. Со слов самого Мураками, выставку для “Гаража” готовили полтора года. Часть работ готовили прямо на месте. Не удивительно, что для этого потребовалась целая студия. Ее организовали слева от входа в музей и каждый желающий может ее посетить, как отдельный зал. На входе нужно обязательно переобуться в жесткие резиновые тапочки, точно в таких же там ходили и художники. Да, их там было много, целая команда. Студию можно изучить довольно подробно, есть дизайнерский отдел за компами, мокрая зона, архивы, материалы и т.д. На стене красуется копия одной из самых важных картин автора. Самое интересное для меня здесь было — так это график дежурств и работы команды японцев в музее. А самое милое — табличка с приветствиями и транскрипцией русского языка)
5-й зал, сам музей “Гараж”. Разукрашено было все, преобразовано все пространство. Чтобы видеть его, совсем не нужно было даже покупать билет. Это внешние окна, холл, магазинчики, стенды, кухня и даже туалет. Все складывается в одну цельную картину.
Итого: очень понравилось! Много народу приехало в МСК специально на эту выставку. В последние дни перед закрытием был просто атас с космическими очередями… очередь на вход, в гардероб, за аудиогидом и на саму выставку. Из-за такого ажиотажа все ожидали, что выставку продлят… но увы.