Трудно писать об этом фильме. Он тяжелый и не простой, далеко не на массового зрителя. Сказать, что это «фильм со смыслом» = ничего не сказать. Это больше, чем просто фильм.
Скажу сразу, саму книгу я не читал и на фильм набрел совсем случайно. Это был один из воскресных вечеров, который хотелось провести со смыслом)) Немного почитав про сам фильм, я понял — вот оно, нужно сходить. Кто «не в теме» — это отечественный фильм (да-да, не нужно сразу плеваться только), который снимали 15 лет, а задумался он почти 60 лет. Режиссер — А. Герман, фильм собрали и выпустили в прокат уже после его смерти. Тяжело писать отзыв, учитывая такое большое количество хороших рецензий и отзывов не него… но я постараюсь)
Фильм прекрасен тем, что дает удивительную свободу в интерпретации увиденного — от политической подоплеки (коммунистического режима и будущего.. или даже применительно к нынешней власти), до бытовой, либо сугубо религиозной. Я для себя увидел в нем глубокий философско-религиозный смысл, но об этом чуть попозже.
Начнем с основного. С первичных впечатлений от просмотра. Поскольку я был осведомлен, на какое кино иду — я не стал в зал с собой ничего покупать. С умилением смотрел на других зрителей, которые тащили с тобой ведерки с попкорном и колой) «Ну приятного аппетита!))», мысленно пожелал им я. Ха! Кстати, зрителей было не так уж и мало. Когда я покупал билет — было занято всего два места, а в момент начала фильма — почти полный зал. За все время, ушла где-то треть зрителей.
Фильм, конечно, затянут. Но мне он смотрелся очень легко и непринужденно. Картинка очень насыщенна… нету ничего лишнего. Так и хотелось, в определенные моменты, нажать на «паузу» и рассмотреть все поподробнее, прощупать. Деталей очень много и все они фантастически реалистичны. За три часа, правда, уже очень сильно устаешь и упускаешь множество деталей… а их упускать нельзя, Поэтому, в идеале, фильм нужно пересмотреть несколько раз.
Итак о самом фильме… сюжет я пересказывать не буду, предполагаться, что «домашнюю работу» читатель выполнил.
Итак, символизм:
Копье богу в щеку (слова с библии: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»).
Белые яйца бьют о копья, выпивают.. либо просто давят (символизм уничтожения новой жизни в грязи. Возможно, также намек на пасхальные яйца — ведь в Библии негде не написано, что их нужно обязательно красить… эти «причуды» пришли к нам из язычества, как и множество других).
Белые платки Дона Руматы (ГГ всячески пытается понять людей, мажется грязью, помоями.. но при этом постоянно утирается новыми, чистыми белыми платочками. Он презирает свое дитя, которое словно червь барахтается в грязи. Он хочет любить его… но просто не может этого сделать).
Тень Руматы и его одеяние (в некоторых моментах видно, как Румата пускает нечеловеческую тень, в одном моменте видно — что его рубашка неуязвима для обычных мечей, кольчужные перчатки на руках — как у Назгулов из ВК. Но самое ценное — карающий образ языческого бога в конце, в броне, с огромным рогатым шлемом и двумя мечами… тогда уже у нас не возникает сомнений о том, кто стоит перед нами…)
Рабство… Рабство – оно в нас, в наших головах, что толку тогда просить бога об освобождении, считает Герман.
– Не отпускай его, он с трёх лет на цепи сидит. Отпустишь – он умрет… Вот видишь, я же тебе говорил.
Так как же искоренить рабство? Отнять землю у плохих господ, отдать хорошим?
– Но кому в этом мире нужна земля без рабов… так что появятся новые рабы и появится новый Арата…
Ну и также, не нуждаются в комментариях эти строки:
– Что ж, – сказал он, – извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
– И это все? – спросил Румата.
– Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
– Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
– Я бы попросил бога оградить слабых. «Вразуми жестоких правителей», – сказал бы я.
– Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
– Накажи жестоких, – твердо сказал он, – чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
– Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
– Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
– И это не пойдет людям на пользу, – вздохнул Румата, – ибо когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
– Не давай им всего сразу! – горячо сказал Будах. – Давай понемногу, постепенно!
– Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
– Да, я вижу, это не так просто, – сказал он. – Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, – он подался вперед, – есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
– Я мог бы сделать и это, – сказал он. – Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
– Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
– Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать.
Черные… Ведь там где торжествуют Серые, всегда приходят Черные. Понимать это можно.. буквально.
Ренессанс. «Прогрессоры» ищут следы его начала… они пробыли в Арканаре почти 20 лет, но так ничего и не нашли. Они следуют строгому кодекса невмешательства. За весь фильм был показан лишь один образец искусства… фреска на стене, рядом с крюком для чистки сапог. Так что… может быть ренессанс уже наступил? И был задушен средневековьем…
Самое страшное в фильме — это выйти из кинотеатра, и понять, что окружающий мир и люди… от увиденного в кино не особо то и отличаются. (с)
Фильм старается не оставить человека равнодушным, хочет заставить его пошевелить извилинами (какое хамство! в наше то время..) Смотреть его нужно не «буквально», он воспринимается не сколько зрительно, сколько эмоционально и подсознательно. Чтобы смотреть его и понять, нужно быть очень внимательным и проницательным. Это как «читать между строк». Вся эта грязь, дикость, средневековье.. не более чем обложка, картинка.. самое важное «под ней». Я убежден в том, что фильм можно понять, даже если не читал книгу — сюжет тут не очень то и важен… если что не понятно было, можно будет потом почитать в сети. На момент написания данного отзыва, об одном жалею — что нет возможности пересмотреть фильм поэтапно, с тактом и расстановкой.. в поисках все новых деталей (увы, фильм пока не вышел на DVD).
Итак… как я его воспринял. Тяжело. Рабство никуда не делось, оно лишь сменило свой образ. Все мы являемся рабами, даже сами этого не подозревая. Нам кажется, что мы свободны? Это не так. Рабство оно не внешнее, оно внутреннее… у нас в голове. Каждый из нас живет в своей клетке, которую сам же и построил. Клетки эти бывают разные.. есть красивые и золотые, а есть деревянные из прутьев, есть также грубые, железные. Но везде одна и та же суть — это клетка, как не крути. Мы ограничены своей низменной греховностью и от нее никуда нельзя деться. Она с нами.. в какой то форме, в каком то виде, но с нами. Она являются частью нас. Грязь… человек был рожден в грязи, в ней он и помрет. Грязь и мерзость — мы по уши в ней, плаваем, барахтаемся. И что самое страшное — мы считаем это нормой, нам там тепло, уютно.. Когда же нам говорят, что мол «посмотрите, да вы же по уши в дерьме!».. мы удивляемся, не понимаем, находимся в шоке.. А ведь это настоящая истина. Человек ограничен тем, что он увидел в своей жизни… почувствовал, попробовал.. и самое главное — понял. Дальше, суть — даже сам бог не знает как нам помочь. Все предрешено. Полнейшая безнадега… Как не пытайся любить.. свое творение — не получается, никак не выходит, сколько не мажься грязью, не общайся с ними и не ешь с их грязных рук. Ну никак. Кульминацией является Апокалипсис местного масштаба. Так то. Бог готов любить нас, невзирая даже на все наши недостатки, он закрывает на них глаза… потому что по своему любит нас. И тут вспоминается цитата про черных… В концовке же, бог, сидя в грязной луже — бросает свою карающую перчатку. Зловещая тишина, не осталось никого… только грязь, ее стало еще больше.
Фильм однозначно несет в себе послание. Даже само название «Трудно быть богом», где «Трудно» — с большой буквы, а «богом» — с маленькой. Если бог создал человека по образу и подобию своему.. то можно сказать, что так же трудно быть и Человеком. Именно Человеком с большой буквы. Поступать правильно, жить честно, беречь и приумножать чистоту своей души, следовать своему выверенному кодексу чести, творить добро по мере своих сил. Еще труднее любить других людей, даже самых близких, особенно когда видишь их насквозь… то и дело, приходится закрывать глаза.. на многое и уметь прощать.
Трудно быть человеком…
PS. извиняюсь за столь муторный отзыв о фильме) На оригинальность не претендую. Ну и уж извините, каков фильм — таков и отзыв. Он просто не мог быть другим по сути своей, ведь он в какой то мере является отражением фильма. Эта запись далась мне очень тяжело)) Я писал ее почти три недели…